Монументальное каменное зодчество отсчитывает своё летоисчисление с 989 года, со времён правления князя Владимира. По византийской системе осуществляется строительство соборного храма Успения Богородицы и продолжается вплоть до 996 года.
Князь понимал концептуальную идею и значимость каменного храма для Киева, поэтому выделил десятую часть от своих доходов на его постройку. Этот факт стал решающим при определении его наименования — Десятинная церковь. Образцом послужила Фаросская церковь Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе.
Красота Десятинной церкви поражала воображение современников. Но в 1240 году она была разрушена в ходе наступления армий Батыя на Русь. Изучение сохранившегося фундамента показало, что это была трехнефная крестово-купольная постройка, основным помещением которой, был западный отсек. Светло-жёлтый тонкий кирпич использовался в качестве строительного материала. Галереи заполняли убранство церкви с севера на юг, внутренний образ представлял из себя сложное многоплановое пространство с элементами богатой отделки. Фрагменты мозаичного пола, остатки штукатурки с фресковой росписью, мраморные резные детали, осколки глазурированных керамических плиток, - всё это, найденное при раскопках, позволяет судить о богатстве и красоте Десятинной церкви, не уступающей византийским храмам.
Сохранившийся до наших дней самый древний храм Киевской Руси — это Преображенский собор в Чернигове. Приказ князя Мстислава Владимировича явился первым шагом к началу строительства храма в середине XI века. Система постройки включала в себя способы вкрапления необработанного камня в основной строительный материал — плинфу. В своём расположении кирпичи визуально образовывали полосы, путём утопления рядов, покрытых розовым раствором. Не оштукатуренные стены придавали храму лёгкость и своеобразную нарядность. Своим внешним видом храм напоминал вписанный крест с развитой алтарной частью и нартексом, что делало его вытянутым и прямоугольным.
Тройные аркады являются самым красивым элементом в церковной архитектуре Спасо-Преображенского собора. Это древний архитектурный приём, позаимствованный русскими мастерами у византийских зодчих. Нижние аркады были оснащены не характерными для Руси византийскими колоннами. Данный храм является поистине самым удачным примером наследия византийского искусства.
Новым этапом храмовой архитектуры Древней Руси считается правление Ярослава Мудрого. Собором Святой Софии, построенным в его правление в 1037 году, великий князь подчёркивает своё равенство с византийскими правителями. Величественный пятинефный собор был наделён огромными светлыми просторными палатами, центральным куполом перед алтарём, на котором переливаются древнейшие мозаики золотым отливом.
Изначально Софийский собор был возведен 30-купольным, но впоследствии подвергся изменениям и количество куполов уменьшилось.13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Пролёт у главного купола представляет из себя огромный крест.
Внутреннее убранство представлено фресками и иконами, изображающими Христа и фигуры Богоматери Оранты. В качестве технических художественных приёмов использовались мозаика и смальта. Мозаики храма очень хорошо сохранились и до наших дней, что нельзя сказать про фрески, изображения которых едва проступают на стенах. Мудро продуманное освещение здания в дневное время от рассвета и до заката ярко рисует сияющий образ Богородицы.
Храм перенёс множество изменений. Сначала его разрушили и разграбили монголо-татарские воины, реконструировали представители греко-римской церкви. Затем идеей восстановления храма увлёкся митрополит Петр Могила в XVIII веке. Но, несмотря на все уроны и изменения, которым подвергся храм, в его убранстве сияют золотом мозаики, расстилается цветной ковёр фресок, блестят каменные облицовочные плиты.
Намного хуже представлен современный внешний облик храма. Реконструкция губительно сказалась на первоначальной его композиции, которая искажена до неузнаваемости; штукатурка, применённая в XVIII веке при восстановлении храма, нарушила первоначальное цветовое решение; сулуэт храма накренился под сложной формой тяжёлых куполов. Сегодня храм находится по охраной и ведении государства и представляет из себя музей.
На протяжении XI-XII веков неподалёку от храма Святой Софии был сооружен собор, посвящённый архистратигу Михаилу, который в исторической летописи именуется Златоверхим. Древняя церковь разделила печальную участь Михайловского собора, который перенёс все пожары и войны своего исторического периода, а так же взрывы, целью которых стало освобождение места под монумент, который так и не был воздвигнут. Остатки фресок и мозаик в будущем перенесли в храм Святой Софии.
XI-XIII века стали периодом строения Пятницкой церкви в Чернигове. Храм, походивший на свечу, стал символом новых веяний в церковной архитектуре Древней Руси. Его отличает высоко поднятая центральная часть и высокий барабан, которые создают иллюзию полёта вверх. Прямоугольное основание постепенно переходит к круглому барабану и кажется, что храм растёт на глазах. Безупречный облик храма объясняется автором его воздвижения — зодчим Петром Милонегом. Подвергшийся разрушениям храм Параскевы Пятницы в Чернигове в годы Великой Отечественной войны, был отреставрирован в своём первоначальном облике.
Отличительные особенности храмовой и церковной архитектуры Древней Руси выражаются в монументальном характере строительной кампании, игре красок в мозаиках и фресках, нарядных живых узорах, вызывающих радостные чувства красоты, лёгкости и умиротворения. Храмово-церковная архитектура Древней Руси явилась основой для развития зодчества в последующие годы.