XI век положил начало распространению каменного архитектурного строительства в Древней Руси. Медленное развитие данного направления в зодчестве объясняется ещё не вполне вытесненным деревянным строительством, а так же затратной трудовой и материальной составляющей в обработке камня. В последующие столетия процесс воздвижения каменных архитектурных построек заметно ускоряется.
Сначала деревянные города обеспечиваются каменными церквями и дворцами, затем, этот материал используется при постройке богатых жилых домов.
С XIV века камень служит основой для сооружения оборонительных стен русских городов. Первые памятные изваяния связаны с эпохой Киевской Руси, затем архитектурные памятники воздвигаются в Новогороде, Владимире, Пскове и Суздали. Москва становится ярким примером преобладания роскошных соборов, дворцовых комплексов - элементов каменного зодчества.
Асимметричность и элементы живых решений становятся особенностью жилых и дворцовых построек светского строительства. Массивные сложные архитектурные примеры, такие, как Большой Кремлёвский дворец Ивана III наделяются большими объёмными палатами, переходами, галереями, что было характерной чертой деревянного зодчества.
Тип кубического храма, который утвердился в каменной архитектуре Древней Руси определялся наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола.
Единый образец построек русских церквей того времени всё же отличал одно архитектурное сооружение от другого наличием декоративной обработки, размерами, объёмными формами.
Основная часть архитектурных каменных построек до XVI века характеризуется последовательной и четкой внутренней структурой, что выражалось во внешнем облике конструкции; а так же единством конструктивных решений и объемных композиций.
Всё же, каменные шатровые храмы были исключением. Основное количество церквей XVI и XVII веков строились по типу кубических сооружений - одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Небольшие размеры для церквей были популярными. Нередко основная часть помещения делилась на несколько маленьких комнат с помощью стен, арок и других сооружений.
Постепенно Русское государство завоёвывает культовая архитектура, представляющая их себя два типа построек: наземные и подземные. Оба типа рукотворно или природно создавались из камня и назывались монастырями и храмами.
Яркими примерами подземных монастырей являются Киево-Печерский монастырь, уникальный архитектурный комплекс — Ильинский подземный монастырь в толще Болдиной горы в Чернигове, Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные сооружения каменного зодчества были распространены на всей территории Древней Руси.
Для наземных каменных церквей был характерен византийский стиль. В качестве примеров можно привести кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Немного позже был сформирован и русский стиль, образцами которого можно считать храм Владимира, расположенный вблизи Москвы. Концептуальные строительные принципы, художественные приемы, техническая манера исполнения — были заимствованы из Византийской империи. С другой стороны, русское начало проявилось во внутренних декорациях: иконах и фресках.
Совершенно противоположный стиль каменного зодчества Древней Руси складывается в XII веке и становится образчиком простоты и камерности. Лучшим представителем нового веяния в каменном архитектурном стиле стала церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198). Небольшой размер, крестово-купольный тип постройки характеризуются кубическим характером данного сооружения.
Аналогичные постройки отмечаются и в новгородских пригородах, самым распространённым их которых, является архитектурный комплекс Старая Ладога.
С XIII века каменное зодчество на Руси определяет новые направления. Основательный архитектурно-художественный опыт русских земель стимулирует зодчих к разработке деятельно-активных композиций, что выражалось в сочетании местных художественных принципов и архитектурного опыта соседствующих городов и регионов. Данное нововведение привело к опытным необычным творческим воззрениям в каменной архитектуре Древней Руси. Что нашло своё выражение в яркой индивидуальности малочисленных памятников новгородского зодчества XIII в. и, наоборот, удивительной схожести церквей отмеченного периода. Яркий образец храмов указанного времени — небольшая церковь Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.), запоминающаяся компактностью экспозиций.
В каменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества строительным материалом служил белый камень-известняк. Характерные черты каменного зодчество были проявлены в период правления Андрея Боголюбского. Были сооружены Успенский собор, Золотые ворота, Княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли. Отличительными особенностями архитектуры данного территориального направления считаются объёмные пилястры, барельефные образы людей, животных и растений. Нарядность и одновременно строгость данных данных храмов ярко выражена. Дмитриевский собор во Владимире, который был воздвигнут в конце XII-начале XIII в. характеризует каменное зодчество пышными формами, декором, украшениями и затейливой резьбой.
Каменное зодчество Древней Руси обладало природными качествами, свойственными самому русскому народу. Монументальность и величественность, ясные архитектурные композиционные формы в сочетании с наивной простотой, идеи патриотического и гражданского характера, последовательный реализм, - вот, что отличало древнерусское зодчество. Из поколения в поколение зодчие передавали свой опыт подмастерьям, которые перерастали в великих мастеров архитектурного искусства. Каменное зодчество на Руси — основополагающая часть всей историко-художественной культуры нации.