Исторические деятели культуры спорят в вопросах взаимозависимости деревянной архитектуры и каменной и степени влияния одну на другую. Несомненно, влияние было обоюдным. Деревянное строительство оказало несомненное влияние на каменное зодчество, наделив его приемами двухскатной и четырехскатной кровли, с другой стороны, элементы каменного строительства нашли свое отражение в деревянной архитектуре.
Отличительными чертами ранней церковной архитектуры Древней Руси были, в основном, заимствованные из византийской традиции убранства и украшения интерьеров мозаикой, которая придавала легкость и яркость внутреннему пространству.
Памятники архитектуры Древней Руси обладают исключительными чертами византийских построек, но уже к XII веку церковная архитектура преподносит самобытные элементы, которые и стали решающими в последующем развитии архитектуры.
Процессу развития культуры и искусства Древней Руси, в частности, старинной архитектуры, был нанесен непоправимый урон монголо-татарским нашествием. В этот период значительно сократилось взаимодействие мастеров разных регионов Руси, разрушению и упадку подвергались монастыри, княжеские постройки.
Временная эпоха раздробленности Руси оказала влияние на образование самостоятельных архитектурных школ. Особенностями архитектуры Древней Руси можно считать контрастность ее живописных форм с художественностью предыдущего архитектурного стиля. Определяется цветовая игра в соединении красного кирпичного строительства с белым фоном карнизов и обрамлением фасадов фресочными росписями. Кроме того, архитектуре Древней Руси характерно украшение фасадов зданий изразцами и орнаментами.
Зодчество Древней Руси при своей незыблемой монументальности, сочетает в себе пластичные формы, что вызывает ощущение спокойствия и величия. Несомненно, эти черты охватывают интерьеры светских и культурных сооружений.
С укреплением Киевского государства и принятием христианства зодчество на Руси обогатилось традициями византийской культуры, но, в то же время, утратило культурную свежесть и сказочную наивность.
Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в. Деревянные церкви не уступали каменным храмам в количественном соотношении и, скорее, преобладали в зодчестве Древней Руси.
В частности, из дуба, был возведен Софийский собор в Новгороде в 1049 году.
Особенности зодчества на Руси выражалось в принципах построек. Храмы воздвигались по типу избы и представляли из себя сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Соответствие данных принципов характерно и для более сложных сооружений: теремов, дворцов, крепостных башен. Все здания устанавливались на цоколи, в которых размещались подвальные помещения и входы в погреба, и подземные ходы.
Cохранившиеся только в виде элементов, постройки, не производят однозначного и убедительного впечатления о зодчестве Древней Руси. Однако исторически верно восстановленные архитектурные сооружения Древней Руси (Золотые Ворота в Киеве и во Владимире) оставляют завораживающее впечатление степенью развития искусства и архитектуры Древней Руси.